Юридический фактический адрес

Содержание
  1. Юридический фактический адрес
  2. Юридический и фактический
    адрес фирмы.
  3. Разница между юридическим и фактическим адресом
  4. Что такое юридический адрес?
  5. Что такое фактический адрес?
  6. Фактический и юридический адрес не совпадают: риски для компании
  7. Как налоговые органы узнают, что фактический и юридический адрес не совпадают
  8. Что делать, если налоговая инспекция обнаружила несовпадение фактического и юридического адреса
  9. Смена фактического адреса

Юридический фактический адрес

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Должны ли совпадать место нахождения юридического лица («юридический» адрес) и «почтовый» адрес?

Гражданское законодательство не содержит понятий «юридический. «, «почтовый. » и «фактический адрес», в нем говорится только о месте нахождения организации. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ) и должно быть указано в его учредительных документах (п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 54 ГК РФ). На практике под «юридическим адресом» подразумевают именно адрес места нахождения организации, указанный в учредительных документах, под «фактическим/почтовым адресом» — адрес места осуществления организацией (ее органами управления) повседневной деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ и п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (в ООО, например, — генеральный директор, директор, президент и другие (ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»)), а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Подпункт «в» п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ уточняет, что этот адрес места нахождения также рассматривается законом в качестве адреса, «по которому осуществляется связь с юридическим лицом». Он относится к сведениям о юридическом лице, которые содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). Внесение изменений о месте нахождения организации в ЕГРЮЛ производится на основании документов, представленных организацией в соответствии со ст. 17 Закона N 129-ФЗ.

Таким образом, фактически с точки зрения законодательства, «юридический. » и «фактический/почтовый адрес» организации должны совпадать в адресе места нахождения юридического лица. Несовпадение фактического места нахождения организации с местом нахождения, указанным в учредительных документах и, соответственно, включенным в ЕГРЮЛ, не соответствует закону.

Если сведения о месте нахождения организации (ее исполнительного органа), представленные в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, были указаны неверно при ее создании (или реорганизации), организация может быть привлечена к административной ответственности за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, недостоверных сведений (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ), а если будет доказано умышленное искажение этих сведений — за представление документов, содержащих заведомо ложные сведения (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ). Согласно позиции ФНС РФ, отраженной в письме от 13.09.2005 N ЧД-6-09/[email protected] «О применении дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации», под недостоверными сведениями понимается неумышленное наличие неточностей, искажений в содержании представленных для государственной регистрации документов. Напротив, термин «заведомо ложные» означает однозначную осведомленность о ложности, недостоверности представляемых в регистрирующий орган сведений, например, при представлении сведений об адресе места нахождения юридического лица (фактическое отсутствие юридического лица по месту нахождения, указанному в заявлении при государственной регистрации).

В то же время какой-либо специальной нормы, устанавливающей ответственность за перемещение организации в другое место нахождения после регистрации ее образования (реорганизации), законодательство не содержит.

Налоговые органы, обнаруживающие отсутствие организации по месту нахождения, указанному в учредительных документах и, соответственно, ЕГРЮЛ, например, в результате выездов или неполучения юридическим лицом почтовой корреспонденции по этому адресу, пытаются привлекать должностных лиц организаций по той же ст. 14.25 КоАП РФ (смотрите, например, Обзор по вопросу применения дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации, приложение к письму ФНС от 13.09.2005 N ЧД-6-09/[email protected], постановление заместителя председателя Челябинского областного суда от 02.09.2008 (надзорное производство N 4-а-793)). Однако из п. 2 ст. 8, п. 1 ст. 13 Закона N 129-ФЗ следует, что закон исходит из того, что местом нахождения юридического лица признается именно адрес, указанный в учредительных документах, достоверность сведений в котором предполагается. Следовательно, фактическое перемещение постоянно действующего исполнительного органа или иного лица, имеющего право действовать без доверенности и указанного в учредительных документах, изменением места нахождения, с точки зрения закона, не считается, изменением места нахождения общества считается изменение указания на таковое в учредительных документах. А изменения в устав общества о месте его нахождения приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации (п. 3 ст. 52 ГК РФ, п. 4 ст. 12 Закона N 14-ФЗ), то есть с момента внесения регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр (п. 2 ст. 11 Закона N 129-ФЗ). При этом срок для представления документов, связанных с внесением изменений в учредительные документы, законом не установлен (п. 5 ст. 5, глава VI Закона N 129-ФЗ).

Исходя из этого, на наш взгляд, организация фактически не может быть привлечена к административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление сведений об изменении места нахождения в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Существует риск предъявления и иных претензий со стороны налоговых органов в случае выявления отсутствия организации по адресу, указанному в учредительных документах. В ряде случаев налоговые органы пытались в судебном порядке ликвидировать организации на основании ст. 61 ГК РФ по причине грубого нарушения законодательства при их регистрации (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 17.07.2007 N Ф04-4814/2007(36344-А03-40), ФАС Уральского округа от 26.02.2007 N Ф09-1166/07-С4, ФАС Северо-Западного округа от 15.09.2006 N А56-22440/2005), а также на основании п. 2 ст. 25 Закона N 129-ФЗ по причине грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов (постановления ФАС Московского округа от 07.05.2010 N КГ-А41/4353-10 по делу N А41-25378/09, ФАС Волго-Вятского округа от 11.01.2010 по делу N А43-21631/2009). Однако, как правило, суды вставали на сторону организаций, указывая, что эти нарушения не являются неустранимыми.

Кроме того, необходимо учитывать, что, с точки зрения действующего законодательства, любое место, по которому организация оборудует стационарные рабочие места, то есть рабочие места на срок более месяца, вне места своего нахождения (в том числе, например, рабочее место единоличного исполнительного органа) признается обособленным подразделением (ст. 11 НК РФ). А в соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах как по месту ее нахождения, так и по месту нахождения всех ее обособленных подразделений.

В настоящее время организации не обязаны предоставлять заявление о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения, такая постановка на учет осуществляется теперь самим налоговым органом на основании сведений, сообщенных налогоплательщиком в порядке, установленном пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ. Таким образом, за несообщение сведений о создании обособленного подразделения организация, на наш взгляд, не может быть привлечена к ответственности по ст. 116 НК РФ и ст. 15.3 КоАП РФ. Это подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.07.2011 по делу N А33-1854/2011).

Однако согласно пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения обо всех обособленных подразделениях в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения. Постановка на учет в налоговых органах организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании представленных организацией указанных сведений в течение 5 дней со дня их получения (п. 4 ст. 83, п. 2 ст. 84 НК РФ). В связи с несообщением сведений о создании обособленного подразделения организация может быть привлечена к налоговой ответственности за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ), а также к административной ответственности за то же нарушение на основании ст. 15.6 КоАП РФ.

Во избежание возможных претензий со стороны налоговых органов рекомендуем внести соответствующие изменения в устав в части сведений о месте нахождения организации в соответствии с п.п. 2, 4 ст. 12 Закона N 14-ФЗ. Для этого в регистрирующий орган представляется заявление по форме Р13001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439, и документы, перечисленные п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ. На основании этого заявления будут внесены изменения в ЕГРЮЛ, касающиеся адреса юридического лица. Дополнительных обязанностей организации, связанных с постановкой на налоговый учет по новому месту нахождения организации, законодательством не предусмотрено. В соответствии с п. 4 ст. 84 НК РФ, если организация изменила место нахождения, снятие ее с учета осуществляется налоговым органом, в котором она состояла на учете, на основании сведений, содержащихся в едином реестре юридических лиц. Постановка на учет налогоплательщика в налоговом органе по новому месту нахождения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Юридический и фактический
адрес фирмы.

Варианты решений.

По неофициальной статистике более 80 % зарегистрированных юридических лиц в г. Москве находятся не по тому адресу, который указан в учредительных документах. Проблема несоответствия юридического и фактического адреса возникла с момента, когда у российских граждан появилась возможность регистрировать различные ООО, ЗАО и другие коммерческие организация.

До недавнего времени эта проблема не вызывала особого внимания со стороны государственных органов. Но сейчас ситуация изменилась. Государство начало активную борьбу с отмыванием денег, «серыми» налоговыми схемами и «обналичкой». Одна из главных целей этой борьбы – уничтожить фирмы-однодневки, которые используются для незаконных операций.

Вы можете резонно возразить: «У меня не фирма-однодневка, а реальный, стабильный и проносящий прибыль бизнес. Ну да, находимся мы не по тому адресу, что указан в документах. Ну и что? Налоги платим, стараемся соблюдать законы».

Постараюсь пояснить ситуацию. Если у вас в учредительных документах указан адрес, который по факту не имеет к вашей организации никакого отношения (там нет ваших рабочих мест, заседания и собрания вы там не проводите и т.д.), то это уже неправильно с точки зрения закона. Можно долго обсуждать проблему адекватности российского законодательства реальной деловой практике, но факт остается фактом – вы нарушаете закон.

Идем дальше. Государству надо выявлять фирмы-однодневки из большого числа зарегистрированных организаций. Для этих целей налоговая инспекция составила список адресов, по которым зарегистрировано большое количество фирм. Это так называемый список адресов массовой регистрации. После этого налоговая инспекция начала проверять эти адреса и фирмы, которые по ним зарегистрированы.

Но поскольку нет четкого и, главное, установленного законом регламента таких проверок, то контролеры начали «фантазировать». Ниже приведен список мер, которые используют инспекторы при проверке:

 блокируют расчетный счет организации и просят директора вместе с главным бухгалтером явиться в налоговую инспекцию

 отказывают в регистрации вновь создаваемой организации, если в качестве адреса в документах указан адрес из «черного» списка

 предъявляют иски о ликвидации организации

 отказывают в вычете НДС

 включают в списки «неблагонадежных» организаций (недобросовестных налогоплательщиков)

 заявляют, что будут признавать незаконным уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль на суммы арендной платы за помещение, которое является фактическим местом нахождения организации, но по которому она не зарегистрирована.

 рекомендуют банкам отказывать в открытии расчетных счетов организациям, которые зарегистрированы по адресу из «черного» списка, а также в случае, если организация не может предъявить документы, подтверждающие фактическое нахождение по своему юридическому адресу

Ну а поскольку контролеры, к сожалению, частенько действуют по принципу «сначала делаем, а потом разбираемся», то получается, что любая фирма, у которой фактический адрес расходится с юридическим, может просто «попасть под раздачу». Конечно, потом разберутся и, возможно, проблема снимется, но на время. Напомню: несоответствие адреса – это нарушение, и пока оно не будет устранено – оно будет оставаться таковым.

Надеюсь, суть проблемы стала ясна. Теперь предлагаю поговорить о решениях.

Сразу хочу сказать, что единственное 100% законное решение – это заключить договор аренды (субаренды) по фактическому адресу (если он еще не заключен), внести изменения в учредительные документы и зарегистрировать их.

Ряд специалистов предлагают другие решения. На мой взгляд, они не избавляют от проблемы, а в некоторых ситуациях – только усугубляют ее. Предлагаю их рассмотреть, с тем, чтобы вы поняли, почему они не помогают.

НЕ решение № 1. Зарегистрировать обособленное подразделение по месту фактического нахождения.

Это не решение проблемы, а только усугубление ее. Во-первых, вы рискуете быть оштрафованы на сумму от 5000 рублей до 20% от доходов, полученных в результате деятельности «незарегистрированного» обособленного подразделения. Во-вторых, в учредительных документах по-прежнему будет указан адрес, по которому вы не находитесь. В-третьих, если в дальнейшем вы решите все-таки указать в документах реальный адрес, то для начала вам придется ликвидировать обособленное подразделение, а потом уже вносить изменения в учредительные документы.

Кроме новой головной боли вы ничего не получаете. Но, как ни странно, отдельные инспекторы и даже специалисты советую именно этот способ. Инспекторов я понимаю – есть возможность оштрафовать организацию, а вот позиция специалистов для меня – загадка.

НЕ решение № 2. Встать на почтовое обслуживание по юридическому адресу.

В этом случае вам будет доходить корреспонденция, присланная на ваш юридический адрес, но при фактической проверке у вас могут возникнуть указанные выше проблемы, т.к. никто не сможет подтвердить, что вы там находитесь. Затем, вы не сможете получить документальное подтверждение вашего нахождения по юридическому адресу. Такое подтверждение может понадобиться для открытия расчетного счета в банке или для других целей.

НЕ решение № 3. Купить юридический адрес с подтверждением.

Снова нет 100% гарантии. Обычно фирмы, которые продают вам такой адрес, уверенно убеждают вас, что в случае приезда налоговой инспекции по этому адресу им скажут, что вы здесь находитесь. Но это слова.

Очень показателен следующий реальный случай. Одна контора продавала адреса с подтверждением, при этом сама покупала их у юриста организации, которая владела помещением по этому адресу. В один из дней конторе понадобилось получить письменное подтверждение для своего клиента. Она обратилась к юристу, но он оказался в отпуске. Тогда сотрудник конторы пошел напрямую к директору (подтверждение нужно было срочно), а директор сказал, что адреса продавались за его спиной, и он никогда не давал разрешения на использование адреса другими организациями.

Вот такая абсолютно правдивая история!

Кстати, все, что обещают такие конторы в случае возникновения проблем с адресом, – это возврат денег, полученных за адрес (5000 – 12000 руб.) и возмещение расходов на нотариуса и уплату гос. пошлины (2300 – 2700 руб.), если отказали в регистрации по такому адресу. А теперь сравните это с указанными выше проблемами. Теперь, надеюсь, понятно, почему это не решение проблемы.

В заключение предлагаю посчитать, во что обойдется законное решение проблемы юридического и фактического адреса.

 Заключить договор аренды (субаренды) по фактическому месту нахождения организации. Как правило, у вас такой договор есть.

 Легализовать уплату арендной платы (если до настоящего момента вы все платили «в черную»). Если арендодатель сопротивляется, можно договориться, чтобы часть платежей проходила официально. Для вас это хорошо, потому что вы сможете уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на сумму официальной арендной платы.

 Внести изменения в учредительные документы и зарегистрировать эти изменения. Регистрационные конторы за такую услугу берут в среднем 4500 руб. Возможно, придется также заплатить штраф, но разово и в фиксированном размере – 5000 руб. Кстати, обрати внимание, что по закону вас могут не штрафовать, а просто предупредить на первый раз. Имейте это в виду в процессе общения с налоговым инспектором.

 (Только для случаев, если фактический и юридический адрес относятся к разным налоговым инспекциям). Проконтролировать передачу учетного дела вашей организации из одной налоговой инспекции в другую. По закону передача должна осуществляться без вашего участия в течение 3 рабочих дней со дня снятия вашей организации с учета по старому адресу. На практике налоговые органы часто задерживают передачу дел, поэтому лучше контролировать этот процесс (регулярно звонить или заходить в налоговую инспекцию по новому адресу и уточнять пришло ли учетное дело).

 После регистрации – внести новый адрес в вашу бухгалтерскую программу и другие системы автоматизации. Это необходимо для того, чтобы счета-фактуры, акты, накладные и другие документы печатались уже с новым адресом.

 Внести изменения в типовые договоры организации, если в реквизитах документов указан адрес организации. Это нужно для того, чтобы в новых договорах был указан уже правильный адрес (как правило, новые договоры заключаются с использованием бланков типовых договоров).

 Проверить трудовые договоры с сотрудниками: если в качестве места работы указан старый адрес – то внести изменения в трудовые договоры.

Вот и все. Приглашаю всех, кого волнует эта проблема, обсудить ее. Мой адрес электронной почты — [email protected]

Автор: Сергей Олейник – предприниматель, юрист.

Автор дистанционного обучающего курса «Предприниматель! Будь готов к юридическим и налоговым проблемам!»

Автор идей и руководитель совместного с фирмой «1С» проекта первой в России электронной консультационной системы с юридическими, налоговыми и бухгалтерскими решениями ИАС «Консалтинг. Стандарт»

Еще несколько статей из раздела «Бизнес»

На странице «Книги — бесплатно» Вы можете СВОБОДНО скачать некоторые материалы раздела «Бонус» немедленно.

Комментарии:

Комментариев еще нет. Вы будете первым!

Ваш комментарий к статье: Правила комментирования:

Новые статьи
прямо в Ваш почтовый ящик!

В каждом выпуске ссылка
на БЕСПЛАТНОЕ скачивание
одной из книг раздела «Бонус».

Просто заполните
приведенную ниже форму!

Разница между юридическим и фактическим адресом

Фирмы и учреждения могут вести свою деятельность, используя 2 адреса — юридический и фактический. Что представляют собой данные координаты?

Что такое юридический адрес?

Под юридическим адресом фирмы понимается тот, что указан в ее учредительных документах и одновременно зафиксирован в государственных реестрах.

Интересно, что в законодательстве РФ термин, который звучит как «юридический адрес», официально не определен. Но в деловой практике он употребляется регулярно — в том числе и при взаимодействии частных предприятий с государственными органами.

В Гражданском кодексе РФ есть другое понятие — «место государственной регистрации юридического лица», которому соответствует адрес фирмы в том городе, где она была зарегистрирована в ФНС. В процессе приспособления данной нормы закона к деловой практике сформировался термин «юридический адрес».

Следует отметить, что при государственной регистрации юрлица его учредителем может указываться собственный, домашний адрес — но только в том случае, если деятельность компании не связана с производством либо с организацией работы в формате офиса. Но чаще всего юридический адрес указывается тот, что соответствует специализированному помещению, которое арендовано или куплено учредителем.

Что такое фактический адрес?

Фактический адрес — тот, что отражает реальное месторасположение организации. Как правило, используется в официальном документообороте — при осуществлении фирмой обмена письмами с контрагентами, клиентами, государственными органами.

Фактический адрес может совпадать с юридическим. Однако, как показывают отдельные статистические исследования, в некоторых отраслях бизнеса количество российских фирм, работающих по фактическому адресу, который не совпадает с юридическим, составляет порядка 80 %.

При этом крайне желательно, чтобы подобного положения дел не наблюдалось. Дело в том, что при обнаружении факта несовпадения юридического и фактического адреса организации ФНС (например, получив декларации одного и того же юрлица с разных адресов) может наложить на нее штраф — как на налогоплательщика, не предоставившего сведений об открытии обособленного подразделения. Что логично — если фирма ведет переписку с разных адресов, то у нее, скорее всего, есть филиалы.

Более того, не считая штрафа за непредоставление в ФНС сведений об открытии нового подразделения, на фирму могут быть наложены такие санкции, как закрытие расчетного счета и даже ликвидация по решению арбитража.

Главное отличие юридического адреса от фактического в том, что первый регистрируется официально в государственных реестрах, а также фиксируется в учредительных документах фирмы. В свою очередь, фактический адрес фирма указывать где-либо не обязана, однако крайне желательно, чтобы она обеспечивала совпадение его с юридическим.

Определив то, в чем разница между юридическим и фактическим адресом, зафиксируем основные моменты в таблице.

Фактический и юридический адрес не совпадают: риски для компании

Юридический адрес организации – это место нахождения ее единоличного исполнительного органа, т.е. руководителя.

При регистрации ООО налоговая инспекция всегда очень тщательно проверяет достоверность заявленного адреса: полноту и точность написания, наличие гарантийного письма или согласия собственника жилого помещения.

На практике часто случается так, что по заявленному при регистрации юридическому адресу организация не находится, и связь с ней отсутствует. При этом возможны два варианта:

  1. ООО зарегистрировано, но не работает;
  2. компания реально работает, но находится по другому адресу – фактическому или почтовому.

Правовые последствия для юридического лица в этих вариантах будут разными. Неработающая организация, которая в течение года не сдает отчетность и не проводит банковские операции, признается фактически прекратившей деятельность (ст. 21.1 закона № 129-ФЗ). Впоследствии такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой инспекции, как недействующее.

Если же организация ведет деятельность, но связь с ней по юридическому адресу отсутствует, то такая ситуация трактуется как представление недостоверных сведений об юридическом лице. В этом случае налоговая инспекция может:

  1. привлечь руководителя к ответственности по статье 14.25 КоАП РФ (штраф от 5 до 10 тысяч рублей, а при повторном правонарушении – дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет);
  2. препятствовать учету затрат при расчете налоговой базы самой организации и ее контрагентов;
  3. внести в ЕГРЮЛ запись, что сведения об организации недостоверны;
  4. потребовать от банка расторгнуть договор банковского счета с такой организацией;
  5. обратиться в суд с иском о принудительной ликвидации юридического лица.

Если вы только планируете открыть ООО, то воспользуйтесь нашим бесплатным сервисом, который сэкономит ваше время и подготовит документы для регистрации фирмы.

Как налоговые органы узнают, что фактический и юридический адрес не совпадают

Визиты без предупреждения налоговые органы не наносят, поэтому о том, что фактический и юридический адрес компании не совпадают, они узнают, потому что направленная ими почтой информация возвращается обратно с отметкой: «организация выбыла», «адресат отсутствует», «за истечением срока хранения» и тому подобное.

Сигнал о том, что организация не находится по юридическому адресу, может быть получен налоговиками от других государственных органов, клиентов или контрагентов. Случается, что компания сама указывает фактический адрес, не совпадающий с юридическим, в своей рекламе и даже в отчетах и письмах в ИНФС. Такого, конечно, делать не стоит.

Своим контрагентам, с которыми сложились доверительные отношения, сообщать фактический адрес в переписке можно без проблем. В контактах рекламы, адресованной неопределенному кругу лиц, надо указывать юридический адрес, а для фактического делать приписку: «адрес склада» или «адрес производства».

Обратите внимание: Если по фактическому адресу, отличному от юридического, создано хотя бы одно стационарное рабочее место сроком более, чем на один месяц, необходимо зарегистрировать обособленное подразделение.

В идеале, конечно, фактический и юридический адрес организации должны совпадать, но если вы исправно получаете корреспонденцию при заказе адреса с почтово-секретарским обслуживанием, то риски быть привлеченным к ответственности минимальны.

Что делать, если налоговая инспекция обнаружила несовпадение фактического и юридического адреса

После того, как ИНФС обнаружила несоответствие фактического и юридического адресов, она направляет уведомление руководителю организации с требованием объяснений по этому вопросу. При этом уведомление отсылается не только на юридический адрес, с которого оно, с большой вероятностью, вернется, но и на адрес прописки директора и учредителей ООО. Ответить необходимо в течение 30 дней.

Можно, конечно, сообщить, что организация находится там, где ей положено, просто письма почему-то не доходят, но если вы ведете реальную деятельность и сдаете отчетность, то стоит сменить юридический адрес на достоверный по форме Р13001 или Р14001. После изменения юридического адреса надо дать ответ, что проблема устранена, процесс переезда организации несколько затянулся, но теперь сведения об юридическом лице полностью достоверны. Обычно после этого ИФНС считает вопрос решенным.

Еще в 2017 году ФНС начала масштабную чистку ЕГРЮЛ от компаний-однодневок. К сожалению, под ударом оказались и добросовестные организации, чьи юридические адреса налоговики посчитали недостоверными на формальных основаниях. Например, в момент проверки адреса директора на месте не оказалось. В данный момент в список подозрительных попало более полумиллиона организаций.

Обязательно учитывайте тот факт, что есть еще и риски, связанные с неполучением от налоговой инспекции важной информации. Согласно статье 31 НК РФ заказные письма, направленные налоговым органом по почте, считаются полученными адресатом на шестой день со дня отправки. Полученными независимо от того, находится организация по юридическому адресу или нет!

Налогоплательщик считается официально уведомленным, и последствия здесь могут оказаться более серьезными, чем просто штраф за недостоверные сведения об юридическом адресе. Налоговая инспекция может направить требование дать объяснения по сданной декларации или отчетности, сообщение о блокировке расчетного счета, решение о привлечении к налоговой ответственности и др. Как правило, налогоплательщику дается определенное время, чтобы дать объяснения или устранить нарушения, поэтому быть на связи и своевременно получать официальную корреспонденцию, конечно, в ваших же интересах.

Смена фактического адреса

«Практическая бухгалтерия», 2007, N 7

В некоторых ситуациях фирма вынуждена сменить свой фактический адрес. Например, организация переехала в новый офис. Если до этого юридический и фактический адреса совпадали, нужно ли в этом случае уведомлять налоговую о переезде? Могут ли налоговики заподозрить в переезжающей фирме «несоответствующего налогоплательщика»?

Если фирма представляет в налоговую инспекцию неверные данные о фактическом и юридическом адресах, то, вероятнее всего, она попадет в категорию «несоответствующих налогоплательщиков». Такое поведение ничем хорошим не закончится. Однако бывают случаи, когда организация меняет свой фактический адрес по существующим на то причинам. Так, участники бухгалтерского форума обсуждали этот вопрос на сайте www.buhgalteria.ru. Свой вопрос задала форумчанка под ником «Солн»:

«До недавнего момента у нашей организации был один юридический и фактический адрес. Сейчас фактический адрес поменялся. Какими должны быть действия бухгалтера в отношении налоговой: уведомлять письмом о смене фактического адреса или придется снимать фирму с учета в старой налоговой и ставить на учет в новой? Подскажите, пожалуйста, как надо поступить в сложившейся ситуации?»

Своим опытом по смене фактического адреса поделился участник форума под ником «MARY VK»:

«Нам в аналогичном случае в ИФНС сказали, что при сдаче баланса нужно привезти письмо от организации с указанием фактического адреса и, желательно, с приложением копии договора аренды».

Свое мнение выразила «Iwa»:

«А нам с точностью до наоборот в налоговой сказали привезти письмо о том, что мы находимся по юридическому адресу, и с копией договора аренды именно по юридическому адресу».

Тут же к беседе присоединилась «Светик 76»:

«Нашу фирму попросили перерегистрироваться, чтобы фактический адрес совпадал с юридическим! В результате мы открыли обособленное подразделение по месту нахождения офиса. Вроде, налоговики претензий не предъявляли».

Форумчанка «Зефирка» поспешила предупредить всех участников дискуссии о следующих действиях налоговых инспекций:

«Вообще-то, идет кампания по выявлению «несоответствующих налогоплательщиков». Имеется в виду, что налоговики отслеживают компании, которые представляют неверные адреса. В налоговых инспекциях считают, что этого нарушения достаточно, чтобы закрыть предприятие. Уже сложилась обширная судебная практика. Однако в большинстве случаев суды встают на сторону организаций, но ведь многие фирмы и закрывают!»

Если говорить о принятии решения в такой ситуации, то верный способ поступить правильно — обратиться к первоисточникам. Так, «Iwa» предложила участникам форума ознакомиться с Гражданским и Налоговым кодексами:

«Посмотрим, что требует гражданское законодательство. Так, ст. 52 «Учредительные документы юридического лица» говорит о том, что в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица.

Что касается налогового законодательства, то ст. 83 «Учет организаций и физических лиц» Налогового кодекса гласит, что в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств.

Замечу, что в Налоговом кодексе нет такого понятия, как юридический и фактический адрес. Фирма должна быть зарегистрирована по месту своего нахождения и по местонахождению каждого из своих обособленных подразделений. Поэтому различий в адресах быть не должно».

«Солн» прислушалась к мнениям, высказанным участниками форума, но решила узнать последнее слово «высшего звена»:

«Спасибо всем за помощь. Учту ваши советы. Но, похоже, придется обращаться с этим вопросом в саму инспекцию».

Заметим, что порой повышенная подозрительность налоговиков при изменении налогоплательщиком, например, юридического адреса приводит к проигрышным делам в суде. Так, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 декабря 2006 г. по делу N А79-3966/2006 гласит, что налоговый орган не может отказать в регистрации изменений в учредительных документах в части изменения юридического адреса на том основании, что фактически организация по этому адресу не находится.

В ходе проведения осмотра фирмы по месту ее нахождения налоговая инспекция установила, что по новому указанному в учредительных документах адресу она отсутствует.

Суд же указал, что в заявлении о государственной регистрации подтверждается, что сведения, содержащиеся в представленных документах, достоверны, и налоговые органы не могут проводить проверку этих сведений. Им не предоставлено право проведения проверок на предмет достоверности сведений, вносимых в учредительные документы участниками юридического лица, и экспертизы представленных документов. Следовательно, у регистрирующего органа не было правовых оснований для отказа фирме в государственной регистрации изменений.

Мнение специалиста. «Не первый раз слышу, что некоторые налоговые инспекции разрешают находиться не по юридическому адресу. Однако большинство из них следует букве закона и говорит о том, что фактический адрес должен совпадать с юридическим. Налоговая, в которой зарегистрирована наша организация, предъявляет именно такие требования, которые мы и выполняем».

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит